Вносится депутатами Государственной Думы

Смолиным О.Н.; Мельниковым И.И.; Кондауровым А.П.

 

 

Проект № 455479-4

18.07.2007

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

О внесении изменений в статьи 15, 16 и 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статьи 11 и 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

 

 

Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2000, № 30, ст. 3120; № 33, ст. 3348; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; № 28, ст. 2892; 2004, № 10, ст. 835; № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; № 45, ст. 4627; 2007, № 1, ст. 21; № 2, ст. 360; № 7 ст. 838) следующие изменения:

1) в статье 15:

а) абзац третий пункта 4 дополнить предложением «По желанию обучающегося он вправе пройти государственную итоговую аттестацию в традиционной форме устных или письменных испытаний.»;

б) пункт 4.1 дополнить предложением «По предметам «литература», «история» и предметам образовательной области «обществознание» единый государственный экзамен не проводится.»;

2) в пункте 3 статьи 16:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

«Конкурс в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования проводится на основании результатов вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием.»;

 б) абзац третий признать утратившим силу;

в) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«По желанию абитуриента вместо результатов вступительных испытаний при проведении конкурса могут учитываться результаты единого государственного экзамена. Государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования может быть предоставлено право при проведении конкурса учитывать по предметам профильной направленности исключительно результаты вступительных испытаний. Перечень указанных образовательных учреждений утверждается  Правительством Российской Федерации.»;

3) в подпункте 11.3 статьи 28 слово «дополнительных» исключить.

 

Статья 2. Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ  «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; № 2, ст. 360; № 7, ст. 838)

следующие изменения:

1) в статье 11:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«Прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний.»;

б) абзац третий признать утратившим силу;

в) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«По желанию абитуриента вместо результатов вступительных испытаний при проведении конкурса могут учитываться результаты единого государственного экзамена. Государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования может быть предоставлено право при проведении конкурса учитывать по предметам профильной направленности исключительно результаты вступительных испытаний. Перечень указанных образовательных учреждений утверждается  Правительством Российской Федерации.»;

2) в статье 24:

а) в пункте 2:

подпункт 10 изложить в следующей редакции:

«10) утверждение порядка и критериев отбора, а также перечня высших учебных заведений, которые при проведении конкурса вправе учитывать по предметам профильной направленности исключительно результаты вступительных испытаний;»;

подпункт 11 признать утратившим силу;

б) подпункт 14 пункта 3 изложить в следующей редакции:

«14) установление порядка приема граждан в высшие учебные заведения и порядка перевода обучающихся из одного высшего учебного заведения в другое;».

 

Президент Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная Дума

Федерального Собрания

Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

На № 2.12-17/1037 от 3 октября 2007 г.

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

 

на проект федерального закона № 455479-4 "О внесении изменений

в статьи 15, 16 и 28 Закона Российской Федерации "Об образовании"

и статьи 11 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском

профессиональном образовании", внесенный депутатами Государственной Думы О.Н.Смолиным, И.И.Мельниковым, А.П.Кондауровым

 

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект  представленного федерального закона.

Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон) и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", направленные на существенное изменение системы государственного контроля качества образования.

В первую очередь эти изменения предполагают снижение роли единого государственного экзамена путем отмены его обязательности как формы государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, и формы вступительных испытаний при приеме в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, как это предусмотрено изменениями в законодательные акты об образовании, внесенные Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ.

Необходимо отметить, что введению единого государственного экзамена предшествовало проведение длительного эксперимента. Анализ его результатов свидетельствует о том, что единый государственный экзамен является достаточно действенным инструментом оценки качества общего образования и в основном обеспечивает отбор поступающих в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

Кроме того, одновременное сосуществование "традиционной формы" проведения государственной (итоговой) аттестации и единого государственного экзамена приведет к ряду негативных последствий.

Данные о состоянии системы общего образования (в том числе об уровне подготовки выпускников и преподавания различных предметов в общеобразовательных учреждениях), получаемые по результатам государственной (итоговой) аттестации, будут необъективны в связи с несопоставимостью процедур и, соответственно, результатов экзаменов, сданных в различных формах.

Кроме того, законопроект содержит ряд противоречий и неточностей.

Подпунктом "а" пункта 1 законопроекта предлагается дополнить абзац третий пункта 4 статьи 15 Закона положением, в соответствии с которым обучающийся по своему желанию вправе пройти государственную (итоговую) аттестацию не только в форме единого государственного экзамена, но и в форме традиционных устных или письменных испытаний.

Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 15 Закона государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. Таким образом, норма, установленная Законом, имеет императивный характер, а предлагаемый законопроектом альтернативный порядок прохождения государственной (итоговой) аттестации противоречит установленным положениям Закона.

Кроме того, понятия "итоговая аттестация в традиционной форме" и "образовательная область" законодательством об образовании Российской Федерации не определены.

Подпунктом "б" пункта 1 законопроекта предлагается пункт 4.1 статьи 15 Закона дополнить положением, определив предметы, по которым единый государственный экзамен не проводится. Следует отметить, что данное дополнение не является предметом регулирования Закона. Предметы, по которым проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений, устанавливаются нормативными правовыми актами Минобрнауки России.

Необходимо также иметь в виду, что в настоящее время единый государственный экзамен не является единственным инструментом приема в высшие учебные заведения. Законом предоставлено право вузам при проведении конкурса использовать результаты предметных олимпиад, а также в отдельных случаях проводить дополнительные испытания профильной направленности по тем предметам, по которым проводится единый государственный экзамен.

Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона.

 

 

          Заместитель Председателя

Правительства Российской Федерации                                                   А.Жуков