РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2004 года Красноярский краевой суд в составе: председательствующего судьи Полынцева С.Н.

при секретаре судебного заседания Кашиной Д.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю к православной религиозной организации епархиального монастыря Свято-Иверский Женский Монастырь Красноярский край г. Енисейск Красноярско-Енисейской Епархии Русской Православной Церкви о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц

УСТАНОВИЛ

Главное управление Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю предъявило в суде иск православной религиозной организации епархиального монастыря Свято-Иверский Женский Монастырь Красноярский край г. Енисейск Красноярско-Енисейской Епархии Русской Православной Церкви о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Требования истец мотивировал тем, что ответчик, в нарушение абзаца 1 части 3 статьи 26 ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не выполнил обязанность по предоставлению в регистрирующий орган сведений, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «л» пункта 1 статьи 5 этого федерального закона. Поэтому, по мнению истца, согласно абзаца 2 части 3 статьи 26 этого же Федерального закона ответчик должен быть ликвидирован и исключён из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель истца Раицкий А.Г. требования поддержал, представители ответчика Бортникова В.Г. и Пугачёва А.В. требования не признали.

Суд, выслушав и оценив доводы и возражения сторон, проанализировав нормы федерального законодательства, регулирующие сложившиеся между сторонами спора правоотношения, а также исходя из правовой позиции выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении №7-0 от 07.02.2002 года, приходит к следующему.

ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных организаций, как об этом указано в его статье 1.

В части. 2 статьи 2 ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» указано, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Действительно, в соответствии с частью 3 статьи 26 ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае не предоставления юридическим лицом сведений, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «л» пункта 1 статьи 5 данного закона, это может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица.

Основания для ликвидации религиозной организации в судебном порядке перечислены в пункте 2 статьи 14 ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Ни на одно из них не приведено истцом в заявленном им требовании.

Единственным основанием для ликвидации ответчика, на которое указывает истец, является не представление ответчиком сведений в регистрирующий орган для внесения в базу данных Единого государственного реестра юридических лиц Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономного округа,

Факт не представления этих сведений в регистрирующий орган подтверждён, и это не оспаривается ответчиком.


2

Суд полагает, что ликвидация ответчика не может быть произведена только по этому единственному основанию.

При этом суд руководствуется правовыми позициями, выраженными Конституционным Судом РФ в определении от 07.02.2002 года №7-0 по делу по жалобе религиозного объединения «Московское отделение Армии Спасения» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Так в абзаце 3 пункта 2 мотивировочной части этого определения указано, что вводимые федеральным законодателем меры, относящиеся к учреждению, созданию и регистрации религиозных организаций, не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на объединение и свободы деятельности общественных объединений, а возможные ограничения, затрагивающие эти и иные конституционные права, должны быть справедливыми и соразмерными конституционно значимым целям (статья 55, частьЗ, Конституции РФ).

В абзаце 1 пункта 3 мотивировочной части определения Конституционный Суд РФ делает вывод о том, что ликвидация религиозной организации не прошедшей перерегистрацию в срок возможна по решению суда - в соответствии с предписаниями статей 13 (часть 5), 28, 30 и 55 (часть 3) Конституции РФ и конкретизирующих их положений пункта 9 статьи 8 и статьи 14 ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» - лишь в случае, если надлежащим образом будет доказано, что она прекратила свою деятельность или осуществляет не совместимую с вытекающими из Конституции РФ обязанностями религиозной организации как юридического лица неправомерную деятельность. При этом суд, решая вопрос о ликвидации религиозной организации как не прошедшей перерегистрацию в указанный срок, в том числе по причине прекращения ею своей деятельности, не может ограничиваться установлением формальных условий применения положений пункта 4 статьи 27 (не прохождение перерегистрации в указанный срок) и пункта 9 статьи 8 (не представления необходимых сведений) названного Федерального закона.

Таким образом, из приведённых правовых позиций Конституционного Суда РФ можно сделать вывод, что непредставление необходимых сведений само по себе не является грубым нарушением закона и не может являться основанием для ликвидации юридического лица.

Помимо выводов Конституционного Суда РФ, следует также учитывать положения Гражданского кодекса РФ и судебную практику их применения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещённой законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Согласно пункту 23 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 года №6/8 неисполнение юридическим лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

То есть ликвидация юридического лица возможна, если суд установит те обстоятельства, перечень которых содержит именно пункт 2 статьи 61 ГК РФ.

Этот вывод согласуется с установленным пунктом 2 статьи 3 ГК РФ принципом верховенства Гражданского кодекса над иными нормами гражданского законодательства.

Истец, обосновывая своё требование, ссылается на нарушение ответчиком части 3 статьи 26 ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которая по вышеприведённым основаниям не может быть применена в отношении ответчика.

Вместе с этим суд считает необходимым обсудить вопрос о возможности применения при рассмотрении данного дела абзаца 3 пункта 1 статьи 14 ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», поскольку он также предусматривает возможность ликвидации религиозной организации по судебному решению.

Данное положение Федерального закона указывает на то, что религиозная организация может быть ликвидирована в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Пункт 9 статьи 8 названного закона, обязывает религиозную организацию информировать орган, принявший решение о её государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1


статьи 5 ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных» предпринимателей».

Согласно абзацу 2 пункта 9 статьи 8 ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновлённых сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц; является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении её из единого государственного реестра юридических лиц.

Из буквального значения названных положений следует, что религиозная организация обязана информироватьсоответствующии орган в случае изменения сведений о себе, указанных в 1 статьи 5 ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Доказательств того, что ответчик неоднократно не представлял такого рода сведения истцом не представлено.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требования о ликвидации ответчика и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ

В иске Главному управлению Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю о ликвидации Православной религиозной организации епархиального монастыря Свято-Иверский Женский Монастырь Красноярский край г.Енисейск Красноярско-Енисейской епархии Русской Православной Церкви и исключении её из единого государственного реестра юридических лиц отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 (десяти) дней.


Председательствующий судья


Полынцев С.К


Копия верна,


Судья Красноярского краевого суда


Полынцев С.Н.