Изменения , внесенные в перечень документов, определяющих наличие гражданства РФ: последствия для граждан РФ - владельцев паспорта СССР образца 1974 года

(Правовой комментарий в связи с вступлением в силу 6 февраля 2007 года Указа Президента РФ от 3 ноября 2006 г. N 1226 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325")     

 

 Гражданство это устойчивая правовая связь личности и государства. Когда речь идёт о наличии гражданства РФ  - это  значит , что гражданство уже приобретено.  Лишить человека гражданства Российской Федерации  невозможно, кроме случаев прекращения гражданства, когда гражданин сам отказывается от гражданства. Нельзя приравнять к лишению гражданства установление факта получения гражданства незаконным путём. Поэтому , когда речь идёт о наличии гражданства,   вопросы приобретения или прекращения гражданства не затрагиваются, как не входящие в  область отношений по определению наличия гражданства.

     Наличие гражданства должно быть подтверждено документом. При этом и государство и гражданин несут по отношению  друг другу в  области подтверждения наличия гражданства определенные обязанности: гражданин  вправе требовать  проведения проверки наличия у него гражданства в случае  отсутствия документа, подтверждающего наличие гражданства. Наличие гражданства не зависит от наличия или отсутствия документа, позволяющего определить гражданство. Гражданство определяется по обстоятельствам , закрепленным в федеральном законе «О гражданстве РФ», а именно по месту рождения, по гражданству родителей и прочим .

   Если гражданин РФ не имеет документа, подтверждающего  наличие гражданства без проведения процедуры проверки наличия гражданства, то такая проверка должна быть проведена органами федеральной миграционной службы по заявлению гражданина.

   Паспорт гражданина СССР образца 1974 года удостоверяет: личность граждан РФ, личность лиц без гражданства и иностранных граждан. До 6 февраля 2007 года данный паспорт входил в перечень документов, подтверждающих наличие гражданства РФ, закрепленный в п.45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. По ст.10 федерального закона «О гражданстве РФ» виды основных документов, удостоверяющих личность граждан РФ должны быть установлены федеральным законом. Принятый в первом чтении законопроект «Об основных документах , удостоверяющих личность граждан РФ» в ст.44 гласит, что паспорт  СССР удостоверяет личность гражданина РФ до его замены в сроки, установленные Правительством РФ.   Указ Президента РФ №232, который восполняет пробел в правовом регулировании видов основных документов, удостоверяющих личность граждан РФ, гласит, что личность гражданина РФ удостоверяет паспорт СССР до замены на паспорт РФ в установленные сроки. Таким образом,  паспорт гражданина СССР для граждан  РФ удостоверяет личность гражданина РФ, однако в части подтверждения наличия гражданства статусу этого паспорта нанесён значительный урон  внесёнными изменениями в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

   Всем владельцам паспортов СССР, являющимся гражданами РФ, необходимо срочно подать заявления в органы федеральной миграционной службы по месту проживания для получения заключения о наличии гражданства РФ.

   Если ответ на такое заявление не будет дан в течение месяца, следует обратиться в суд с заявлением о признании незаконными бездействия (действия, решения) органов федеральной миграционной службы и об установлении факта наличия гражданств РФ.

   Таким образом,  владелец паспорта СССР  восполнит пробел в своём правовом статусе, который возник после вступления в силу Указа Президента РФ.

     С 1 января 2008 года паспорт гражданина СССР перестанет  удостоверять личность иностранных граждан и лиц без гражданства . Если правовой   статус граждан РФ владельцев паспорта  СССР в части  подтверждения  наличия гражданства не будет своевременно восполнен , их паспорта также могут быть  признаны недействительными, как и паспорта лиц без гражданства и иностранцев.    

   Время с  февраля 2007 по январь 2008  необходимо использовать для  того, чтобы предпринять действия по сохранению паспорта СССР , как удостоверения личности гражданина РФ,  путём получения заключений о наличия гражданства.

   Очень важно и то, что заключение о наличии гражданства не связано ни с каким определенным документом, удостоверяющим личность, это заключение  имеет самостоятельный статус. Имея такое заключение в дальнейшем будет проще разрешать свои отношения с государством, которое всё жёстче требует от граждан вступления в новую систему электронной идентификации, причём , практически во всех областях жизни.

   Есть также ещё очень важное обстоятельство, которое не  связано с  насущными проблемами.

   Общеизвестна тактика   втягивания людей в систему электронной идентификации : без получения согласия и даже без простого информирования человека  вводят в ту или иную систему идентификации, оформляют ему те или иные документы, содержащие разные средства идентификации, отличные от закрепленных в гражданском законодательстве. Человек зачастую об этом и не подозревает, зато статистическая отчётность об отношении проживающих в России  к новым системам электронной идентификации пестрит выводами о том, что большинство населения с новой системой управления обществом , согласно.

   Так паспорта РФ были оформлены всему « проинвентаризированному» во время переписи  населению России. Включая и тех, кто не выразил желания такой паспорт получать. Возможность для этого дает Инструкция о порядке оформления паспорта РФ, позволяющая работнику заполнять за человека заявление на получение паспорта РФ. Таким людям  паспорта были оформлены без фотографий, отчет был сдан, а неполученные паспорта просто уничтожены, как невостребованные, зато  в государственном регистре РФ все, кому оформлен паспорт РФ, отражены, как владельцы такого паспорта., что позволило  их отнести к согласным о с новой системой электронной идентификации.

   Идентичная технология была ранее применена при  присвоении страховых номеров, когда работодатели оформляли за работников соответствующие анкеты, право на оформление которых дает соответствующая Инструкция.

   При присвоении ИНН только по факту поступления данных из всех видов регистрирующих органов налоговые органы произвольно истолковали постановку на учёт в налоговом органе , как постановку на учёт всех и независимо от обязанности платить налоги и  с обязательным присвоением ИНН.

   Такая же технология будет применена при оформлении универсальной социальной карты гражданина России -  смарт карты с микрочипом.

     Применительно к  ситуации с паспортом СССР эта  технология также будет применена: все граждане РФ владельцы паспорта СССР, которые не потрудятся получить заключение о наличии гражданства, будут без дополнительного оповещения, так сказать «по умолчанию»,  отнесены в  государственном регистре населения к категории лиц без гражданства ( как следствие произвольного применения возможности данной Президентом РФ в своём Указе) . А вот в том случае, если граждане РФ, владельцы паспорта СССР , предпримут законные меры к проведению проверки наличия у них гражданства РФ и потребуют выдачи заключении о наличии гражданства – попытка  очень большую часть населения России, которая   противостоит внедрению  электронной системы идентификации граждан, отнести к категории лиц без гражданства  будет провалена. Так как ранее была провалена попытка навязать всем  паспорта РФ, так как была провалена попытка с обязательным использованием ИНН  ./

    Особое безпокойство в связи с вышеизложенным  вызывает опубликованный на сайте  и активно распространяемый Бюллетень №10 http://russialand.info, с публикацией под названием «Гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства»..

 . В данной публикации  предлагается владельцам паспортов СССР занять выжидательную позицию, мол, вопрос о гражданстве может и не встанет, предлагается также вести дела в судах по каждому случаю нарушения прав в связи с наличием паспорта СССР, а также содержится неоснованный на праве вывод о том, что внесенные в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства изменения вообще не касаются граждан СССР, что уже является дезинформацией, так как пункт 45 Положения , в который внесены изменения,  говорит о документах, подтверждающих наличие гражданства, а не  его приобретении или прекращении.

   Такое содержание публикации  заставляет   задуматься  , а почему вдруг Гражданское движения «Земля России-достояние народа»  занялось проблемой граждан РФ владельцев паспорта СССР, почему так живо отреагировало на предложение подавать заявления о получении подтверждения наличия гражданства, почему распространяет  правовую дезинформацию по данному вопросу .

   Оказалось, что на сайте Гражданского движения имеется официальная ссылка : «Cайт создан при поддержке Программы "Диалог"» 

   Программа Диалог является широко известной Программой,  описание которой приведено на соответствующем сайте этой Программы : «Совет по международным исследованиям и обменам (IREX - АЙРЕКС) при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) с ноября 2005 года реализует Программу поддержки гражданского общества в России "Диалог". Программа направлена на консолидацию сообщества некоммерческих организаций, поддержку профессиональных ассоциаций и альянсов некоммерческих организаций, развитие конструктивного диалога между гражданским обществом и органами власти в процессе формирования социальной политики. http://www.irex-dialog.ru/about/index.shtml Программа поддержки гражданского общества в России "Диалог" осуществляется в сотрудничестве с Российским Представительством Charities Aid Foundation (CAF).    

    Таким образом, очень вероятно, что специалисты  Всемирного банка и Европейской комиссии  через данное Гражданское движение  пытаются установить диалог с частью Российского общества,  которая  противостоит глобализации , и попытаться свести результаты этого протеста к минимуму.

 

 

 

 

Пугачёва А.В.

www.POSOH.ru